Подготовка автомобиля к дальней поездке

Как известно, автомобильное путешествие на дальние расстояния является довольно серьезным испытанием, как для водителя, так и для автомобиля. Не случайно, перед любой поездкой рекомендуется провести хотя бы визуальный осмотр всех систем и узлов автомобиля во избежание поломок и аварийных ситуация во время движения.

Отправляясь в дальнюю поездку, необходимо произвести еще более тщательный осмотр и диагностику работы всех устройств и агрегатов автомобиля. Осматривать узлы и агрегаты, расположенные снизу желательно на смотровой яме или подъемнике. Перед осмотром автомобиль должен быть заведомо исправен и установлен на ровной поверхности. Осматривать и проверять работу узлов автомобиля лучше всего поэлементно, т.е. проверять работу всего узла в целом.

Например, проверив давление в шине колеса, после чего осмотрите тормозные шланги, покачайте автомобиль для проверки работы пружины и амортизатора.
Ниже приводится поэтапное описание несложной процедуры диагностического осмотра автомобиля, проведя который вы сможете не только выявить текущие неисправности, но и избавите себя от многих неприятностей во время длительной поездки.

Моторный отсек. Узлы и агрегаты двигателя. Трансмиссия.

Самостоятельную процедуру диагностики узлов автомобиля лучше всего начинать с двигателя и его систем. Для этого следует открыть капот и осмотреть двигатель на предмет отсутствия подтекания масла и охлаждающей жидкости.

При этом допускается незначительное масляное отпотевание в местах прокладок. В первую очередь проверяем уровень и состояние масла в картере двигателя. Процедуру проверки состояния масла желательно проводить на остывшем двигателе.

Автомобиль при этом должен стоять на ровной поверхности. Перед проверкой следует извлечь щуп, протереть его чистой ветошью, а затем вновь установить в его посадочное место до упора. После чего снова извлечь. Так выявляется истинный уровень масла в картере двигателя.

В идеале уровень масла не должен быть ниже средней отметки на щупе. Если уровень масла находится ниже минимальной отметки, его следует долить, после чего вновь проверить уровень.

При проверке обязательно следует обратить внимание на цвет, вязкость и даже на запах масла. Масло не должно быть черным, слишком густым или слишком жидким, без содержания крупных частиц грязи и кусочков металла.

В противном случае, необходима срочная замена масла и устранение причин подобного состояния. Также масло не должно пахнуть бензином или гарью. В этом случае также необходима его замена с устранением причин выявленной неисправности. Для проверки работы двигателя его следует запустить и прогреть до рабочей температуры.

При этом на холодном двигателе с большим пробегом допускается небольшой стук клапанных гидрокомпенсаторов, прекращающийся при прогреве. При появлении признаков неисправности (посторонние стуки, шумы, белого или сизого дыма из выхлопной трубы и т.п.) двигатель необходимо заглушить и устранить причины появления описанных выше неисправностей. При работе двигателя также следует обратить внимание на приводные ремни, шкивы, а также на их крепления.

Читать также  Какие штрафы отменили на сегодняшний день?

На ремнях не должно быть задиров, отслоений, а шкивы должны быть без трещин, сколов, и иметь надежную фиксацию на валах. Все шланги и провода должны быть надежно закреплены и уложены в свои места, электрические разъемы не должны иметь трещин, следов коррозии и воздействия высоких температур. Все провода и шланги должны быть без трещин, потертостей и надрывов.

Жидкости в тормозной системе, системе охлаждения должны быть на рекомендуемом уровне, без следов подтекания и попадания посторонних жидкостей (масло, вода и пр.) кроме этого, при осмотре подкапотного пространства обязательно уделите внимание и состоянию бачка, шлангов и моторчика стеклоомывателя, поскольку его неисправность может сильно осложнить вам поездку например, при движении в транспортном потоке после дождя или при езде по дороге с загрязненным покрытием.

На автомобиле с механической коробкой передач необходимо проверить работу сцепления и коробки передач. Если при отпускании педали сцепления автомобиль слишком плавно, как бы нехотя, трогается с места или наблюдаются рывки, необходима замена ведомого диска или сцепления в сборе.

Передачи должны включаться четко и не выключаться самопроизвольно при увеличении нагрузки, перегазовке или при торможении двигателем. Если при езде со стороны трансмиссии слышен вой, скрежет, необходимо проверить уровень и состояние масла в коробке передач.

Автомобиль с автоматической коробкой передач должен двигаться плавно, без резких рывков и задержек при переключении передач. При появлении подобных неисправностей следует проверить уровень рабочей жидкости (ATF) и при необходимости произвести работы по ее доливке или замене. Кроме этого, следует проконтролировать уровень и состояние масла в картерах ведущих мостов и смазки шарниров карданных валов (при их наличии).

Рулевое управление и тормозная система.

Отправляясь в дальнюю поездку, очень важно убедиться в исправности всех элементов рулевого управления и тормозной системы. Для этого при неработающем двигателе покрутите рулевое колесо вправо-влево. Если при этом будет слышен стук или скрежет, необходимо срочно устранить причину их появления.

Если автомобиль оснащен усилителем рулевого управления, запустите двигатель и покрутите руль снова. При этом усилие, приложенное для вращения рулевого колеса должно быть гораздо меньшим. Если при этом вращать руль также трудно, в автомобиле неисправен электро- или гидроусилитель (ГУР).

Читать также  Суд запретил требовать права у водителя без нарушения — как это работает?

Не забудьте проверить уровень и состояние рабочей жидкости в гидроусилителе. Характерные неисправности: темный цвет жидкости (ATF), запах гари и следы утечки. Проверку тормозной системы можно разделить на два этапа.

Первый этап – проверка уровня и состояния рабочей жидкости, осмотр всех шлангов, трубок на предмет следов утечки или повреждений. при наличии вмятин, коррозии, следов подтекания, трения или надрыва поврежденные детали необходимо заменить. Второй этап проверки работоспособности и эффективности тормозных усилий.

Для проверки вакуумного усилителя тормозов, следует запустить двигатель, нажав на педаль тормоза. при работающем двигателе усилие при нажатии на педаль резко изменится. Заглушите двигатель, затем после 20-30 секунд снова нажмите на педаль рабочей тормозной системы. Если педаль нажимается легко, значит вакуумный усилитель исправен.

В противном случае его необходимо заменить. На чистом ровном покрытии разгоните автомобиль до 20 – 30 км/ч, после чего резко нажмите на педаль тормоза. Если автомобиль при этом заносит или уводит с траектории, отрегулируйте или замените тормозные колодки и накладки. Стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль от скатывания уже на 3-4 щелчке рычага. В противном случае необходимо отрегулировать или заменить изношенные детали.

Аккумуляторная батарея, генератор и электропроводка.

Обратите внимание на состояние аккумуляторной батареи. Внешне на ней не должно быть следов подтекания электролита, трещин и других дефектов. Клеммы не должны иметь следов окисления. В противном случае клеммы следует очистить и смазать техническим вазелином либо другой подходящей смазкой.

Напряжение на клеммах без нагрузки должно быть не ниже 12,3 В. Все провода, разъемы, колодки и посадочные места для предохранителей не должны иметь надрывов, трещин, потертостей, повреждений изоляции, следов коррозии, трения, оплавления и других повреждений.

Следы воздействия высокой температуры: ожоги и оплавление изоляции – очень опасный дефект, который требует немедленного устранения причины нагрева. Генератор должен давать зарядку для АКБ на любых режимах работы двигателя. Для его проверки при работающем двигателе необходимо включить максимальное количество энергопотребителей (фары, отопитель и пр.), после чего отсоединить одну из клемм на аккумуляторной батарее. Заглохший двигатель прямо указывает на неисправность генератора.

Колеса и подвеска автомобиля.

Очень важно перед дальней дорогой проверить состояние ходовой части автомобиля. Для этого необходимо наличие домкрата, монтажной лопатки и набора торцевых ключей. Также желательно иметь смотровую яму, эстакаду или подъемник.

Читать также  Штраф от 4 до 400 тыс. за выезд в лес или к водоему

При помощи ключей желательно проверить, надежно ли затянуты все точки крепления подвески. Монтажной лопаткой проверяем состояние шаровых опор и рычагов подвески. Для этого монтажную лопатку просовывают под проверяемый элемент и прилагая незначительное усилие, покачивают его. Если при этом проверяемый элемент подвески имеет большой свободный ход, он подлежит обязательной замене.

Все рычаги подвески не должны иметь механических повреждений (трещин, потертостей и пр.). Резиновые элементы подвески не должны быть треснувшими и деформированными. Амортизаторы не должны иметь следов подтекания жидкости. Для проверки хода подвески достаточно покачать автомобиль, поочередно надавливая на кузов над каждым колесом.

Если при надавливании слышны стуки, скрежет, подвеска долго остается в сжатом положении или продолжает покачиваться, необходимо произвести ремонт или замену поврежденных элементов. Давление в шинах должно быть не ниже 2 атмосфер. Остаточная высота протектора не менее 1,6 мм. Износ протектора должен быть равномерным.

Если это не так, отрегулируйте развал-схождение, а затем замените изношенные шины на каждой оси автомобиля. Установите автомобиль на домкрат или подъемник и вращайте каждое колесо, предварительно сняв автомобиль с передачи и стояночного тормоза ( на автомобиле с автоматической коробкой передач селектор должен быть установлен в положение «N»).

Если при вращении колеса наблюдается скрежет, для вращения приходится прилагать очень большое усилие или ступица «болтается» на оси, срочно необходима замена ступичного подшипника или тормозных колодок.

Системы питания и выпуска отработавших газов (глушитель).

Очень важно проконтролировать состояние системы шлангов подачи топлива и топливного бака. Появление потеков из этой системы – не менее опасный знак, чем пригоревшие контакты электропроводки. Топливный бак и шланги также не должны иметь потертостей и других механических повреждений, а также соприкасаться с деталями, которые в процессе движения могут сильно нагреваться.

Обратите внимание на состояние защиты бака и тепловых экранов глушителя. При необходимости очистите их и надежно зафиксируйте на месте. Состояние системы выпуска отработавших газов также может влиять на безопасность в пути. Дело в том, что при неисправном выпускном трубопроводе часть высокотоксичных выхлопных газов способна проникать в салон.

Неисправность глушителя обнаруживает себя по возрастающему шуму при работе двигателя. Для устранения неисправности необходимо заменить или отремонтировать поврежденные элементы.
Соблюдая все эти простые рекомендации, можно избавить себя от многих неприятностей при путешествии на автомобиле.